Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 1447
1.  
i

В ка­ри­о­ти­пе ди­пло­ид­но­го вида яч­ме­ня 14 хро­мо­сом. Со­ставь­те по­лип­ло­ид­ный ряд пред­ста­ви­те­лей рода Яч­мень, ис­поль­зуя пе­ре­чис­лен­ные на­бо­ры хро­мо­сом:

 

а  — 12; б  — 7; в  — 42; г  — 15; д  — 28; е  — 21; ж  — 13; з  — 58.

1) а, ж, г
2) е, д, в
3) б, д, в, з
4) б, а, ж, г, е, д, в, з
2.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те редь­ку дикую, рас­по­ло­жив в по­ряд­ке иерар­хич­но­сти (на­чи­ная с наи­мень­ше­го ранга) пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)се­мей­ство Кре­сто­цвет­ные

2)  отдел По­кры­то­се­мен­ные

3)  класс Од­но­доль­ные

4)  се­мей­ство Бо­бо­вые

5)  класс Дву­доль­ные

6)  цар­ство Рас­те­ния

7)  отряд Цвет­ко­вые

8)  род Редь­ка

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 74132.

3.  
i

Ре­ду­цен­та­ми яв­ля­ют­ся:

1) травы
2) де­ре­вья
3) хищ­ни­ки
4) поч­вен­ные бак­те­рии
4.  
i

В бес­по­лом раз­мно­же­нии могут участ­во­вать:

1) яй­це­клет­ки реч­но­го рака
2) ли­стья узам­бар­ской фи­ал­ки
3) га­ме­ты саль­ви­нии пла­ва­ю­щей
4) споры бак­те­рии — воз­бу­ди­те­ля хо­ле­ры
5.  
i

У ла­бо­ра­тор­ных мышей ген, вли­я­ю­щий на раз­ви­тие во­ло­ся­но­го по­кро­ва, сцеп­лен с геном, опре­де­ля­ю­щим ши­ри­ну лоб­ной кости, и на­хо­дит­ся от него на рас­сто­я­нии 14 мор­га­нид. От­сут­ствие во­ло­ся­но­го по­кро­ва и фор­ми­ро­ва­ние ши­ро­кой лоб­ной кости опре­де­ля­ют­ся ре­цес­сив­ны­ми ауто­сом­ны­ми ге­на­ми. В экс­пе­ри­мен­те было про­ве­де­но ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние ди­ге­те­ро­зи­гот­ной особи, го­мо­зи­гот­ная мать ко­то­рой имела нор­маль­ный во­ло­ся­ной по­кров и ши­ро­кую лоб­ную кость. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния мышей без во­ло­ся­но­го по­кро­ва и с ши­ро­кой лоб­ной ко­стью?

 

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

6.  
i

Какой эле­мент цве­точ­ной почки обо­зна­чен на ри­сун­ке циф­рой 2?

1) по­чеч­ные чешуи
2) конус на­рас­та­ния
3) за­ча­точ­ный сте­бель
4) за­ча­точ­ные со­цве­тия
7.  
i

Фор­ми­ро­ва­ние у не­род­ствен­ных ор­га­низ­мов сход­ных при­зна­ков и черт стро­е­ния, яв­ля­ю­щих­ся ре­зуль­та­том при­спо­соб­ле­ния к сход­ным усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния, на­зы­ва­ет­ся:

1) сим­би­оз
2) кон­вер­ген­ция
3) аро­ге­нез
4) ди­вер­ген­ция
8.  
i

Опре­де­ли­те ткани цвет­ко­вых рас­те­ний по опи­са­нию:

ОПИ­СА­НИЕ

A)  со­сто­ит из од­но­го слоя живых, плот­но при­ле­га­ю­щих друг к другу кле­ток; по­кры­ва­ет ли­стья, мо­ло­дые стеб­ли, цвет­ки и плоды

Б)  со­сто­ит из мерт­вых кле­ток с рав­но­мер­но утол­щен­ны­ми од­ре­вес­нев­ши­ми обо­лоч­ка­ми; при­да­ет проч­ность раз­лич­ным ча­стям рас­те­ния

В)  яв­ля­ет­ся слож­ной тка­нью, со­сто­я­щей из не­сколь­ких типов кле­ток; ос­нов­ной ее функ­ци­о­наль­ный эле­мент со­сто­ит из­мерт­вых кле­ток; обес­пе­чи­ва­ет транс­порт воды и рас­тво­рен­ных в ней ве­ществ.

ТКАНЬ

1)  фло­э­ма

2)  кам­бий

3)  кси­ле­ма

4)  пе­ри­дер­ма

5)  эпи­дер­мис

6)  скле­рен­хи­ма

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A6Б3B1.

9.  
i

Ука­жи­те три вер­ных утвер­жде­ния:

 

1)  ви­ру­сы от­крыл Э. Гек­кель;

2)  тер­мин «био­це­ноз» ввел К. Ме­би­ус;

3)  уче­ние о выс­шей нерв­ной де­я­тель­но­сти со­здал И. П. Пав­лов;

4)  би­нар­ную но­мен­кла­ту­ру в си­сте­ма­ти­ку живых ор­га­низ­мов ввел К. Лин­ней;

5)  био­хи­ми­че­скую ги­по­те­зу воз­ник­но­ве­ния жизни на Земле пред­ло­жи­ли Т. Шванн и М. Шлей­ден.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

10.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­хож­де­ния нерв­но­го им­пуль­са по ре­флек­тор­ной дуге ав­то­ном­но­го ре­флек­са от денд­ри­та чув­стви­тель­но­го ней­ро­на к ра­бо­че­му ор­га­ну, ис­поль­зуя пред­ло­жен­ные эле­мен­ты:

 

а  — тело вста­воч­но­го ней­ро­на

б  — пе­ред­ний спин­но­моз­го­вой ко­ре­шок

в  — ве­ге­та­тив­ный узел пе­ри­фе­ри­че­ской нерв­ной си­сте­мы

г  — спин­но­моз­го­вой узел

1) б → г → а → в
2) в → б → г → а
3) г → б → а → в
4) г → а → б → в
11.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ные пары, вклю­ча­ю­щие отряд мле­ко­пи­та­ю­щих и его пред­ста­ви­те­ля:

 

а  — отряд Хищ­ные  — ушан

б  — отряд Гры­зу­ны  — хомяк

в  — отряд Не­пар­но­ко­пыт­ные  — зубр

г  — отряд На­се­ко­мо­яд­ные  — вы­ху­холь

д  — отряд Сум­ча­тые  — коала

1) а, б, г
2) а, в, д
3) б, в, д
4) б, г, д
12.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ПРИ­МЕР ИЗ­МЕ­НЕ­НИЙ

А)  уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства эрит­ро­ци­тов в крови овец при пе­ре­се­ле­нии их в горы

Б)  по­яв­ле­ние мухи с бе­лы­ми гла­за­ми в потом­стве го­мо­зи­гот­ных крас­но­гла­зых

В)  фор­ми­ро­ва­ние пло­дов дис­ко­вид­ной формы при скре­щи­ва­нии рас­те­ний тыквы с ша­ро­об­раз­ны­ми и удли­нен­ны­ми пло­да­ми

ТИП ИЗ­МЕН­ЧИ­ВО­СТИ

1)  му­та­ци­он­ная

2)  ком­би­на­тив­ная

3)  мо­ди­фи­ка­ци­он­ная

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер:: A3Б2B1.

13.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ПРИ­МЕР ИЗ­МЕ­НЕ­НИЙ

А)  воз­ник­но­ве­ние по­лип­ло­ид­ных форм в по­пу­ля­ци­ях рас­те­ний

Б)  от­сут­ствие ко­ча­на у бе­ло­ко­чан­ной ка­пу­сты в усло­ви­ях жар­ко­го кли­ма­та

В)  по­яв­ле­ние рас­те­ний с ро­зо­вой окрас­кой вен­чи­ка при скре­щи­ва­нии бе­ло­цвет­ко­вой и крас­но­цвет­ко­вой при­му­лы

ТИП ИЗ­МЕН­ЧИ­ВО­СТИ

1)  му­та­ци­он­ная

2)  ком­би­на­тив­ная

3)  мо­ди­фи­ка­ци­он­ная

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер:: A3Б2B1.

14.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ПРИ­МЕР ИЗ­МЕ­НЕ­НИЙ

А)  рож­де­ние ре­бен­ка с син­дро­мом Кляйн­фель­те­ра у здо­ро­вых ро­ди­те­лей

Б)  по­яв­ле­ние го­лу­бо­ва­то­го от­тен­ка в окрас­ке белых цвет­ков при из­быт­ке в почве меди

В)  по­яв­ле­ние в 25 % слу­ча­ев мор­щи­ни­стых семян при скре­щи­ва­нии ге­те­ро­зи­гот­ных рас­те­ний с глад­ки­ми се­ме­на­ми

ТИП ИЗ­МЕН­ЧИ­ВО­СТИ

1)  му­та­ци­он­ная

2)  ком­би­на­тив­ная

3)  мо­ди­фи­ка­ци­он­ная

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер:: A3Б2B1.

15.  
i

Вы­бе­ри­те два при­ме­ра му­та­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти:

 

1)  из­ме­не­ние гу­сто­ты шер­сти при се­зон­ной линь­ке

2)  раз­лич­ная форма ли­стьев стре­ло­ли­ста, на­хо­дя­щих­ся в воде и в воз­ду­хе

3)  рож­де­ние го­лу­бо­гла­зо­го ре­бен­ка у ка­ре­гла­зых ге­те­ро­зи­гот­ных ро­ди­те­лей

4)  по­яв­ле­ние од­но­го фи­о­ле­то­во­го ле­пест­ка у бе­ло­цвет­ко­вой узам­бар­ской фи­ал­ки

5)  по­яв­ле­ние ко­рот­ко­но­го­го ба­раш­ка при скре­щи­ва­нии го­мо­зи­гот­ных овец с но­га­ми обыч­ной длины

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 15.

16.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ПРИ­МЕР ИЗ­МЕ­НЕ­НИЙ

А)  рож­де­ние ре­бен­ка с син­дро­мом Да­у­нау здо­ро­вых ро­ди­те­лей

Б)  по­яв­ле­ние в 25 % слу­ча­ев бе­ло­гла­зых ба­бо­чек в по­пу­ля­ции ге­те­ро­зи­гот­ных ба­бо­чек, име­ю­щих чер­ные глаза

В)  из­ме­не­ние ха­рак­тер­ной ро­зо­вой окрас­ки груд­ки у сам­цов сне­ги­рей на тем­ную при упо­треб­ле­нии ими пищи с вы­со­ким со­дер­жа­ни­ем масла

ТИП ИЗ­МЕН­ЧИ­ВО­СТИ

1)  му­та­ци­он­ная

2)  ком­би­на­тив­ная

3)  мо­ди­фи­ка­ци­он­ная

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер:: A3Б2B1.

17.  
i

Для про­фи­лак­ти­ки на­ру­ше­ний об­ме­на каль­ция и фос­фо­ра че­ло­векy не­об­хо­ди­мо:

1) ки­пя­тить пи­тье­вую воду
2) не упо­треб­лять в пищу овощи и фрук­ты
3) ре­гу­ляр­но из­ме­рять ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние
4) упо­треб­лять про­дук­ты, бо­га­тые ви­та­ми­ном D
18.  
i

Клет­ка, обо­зна­чен­ная на схеме оо­ге­не­за циф­рой 5:

1) со­зре­ва­ет в яич­ни­ке;
2) ин­тен­сив­но де­лит­ся путем ми­то­за;
3) со­дер­жит запас пи­та­тель­ных ве­ществ;
4) об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те пер­во­го мей­о­ти­че­ско­го де­ле­ния.
19.  
i

Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК со­дер­жит 480 гу­а­ни­ло­вых нук­лео­ти­дов, что со­став­ля­ет 16% от об­ще­го ко­ли­че­ства нук­лео­ти­дов в этом фраг­мен­те. Опре­де­ли­те ко­ли­че­ство аде­ни­ло­вых нук­лео­ти­дов, со­дер­жа­щих­ся в дан­ном фраг­мен­те ДНК.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

20.  
i

Под­твер­жде­ни­ем от­но­си­тель­но­сти ка­ко­го кри­те­рия вида слу­жит на­ли­чие в пре­де­лах од­но­го и того же вида осо­бей с раз­ным на­бо­ром хро­мо­сом, об­ра­зо­вав­ших­ся в ре­зуль­та­те му­та­ций?

1) эко­ло­ги­че­ско­го
2) ге­не­ти­че­ско­го
3) гео­гра­фи­че­ско­го
4) мор­фо­ло­ги­че­ско­го
21.  
i

Ука­жи­те при­зна­ки, по ко­то­рым на­се­ко­мые от­ли­ча­ют­ся от па­у­ко­об­раз­ных:

 

а  — на­ли­чие слож­ных фа­се­точ­ных глаз

б  — три пары хо­диль­ных ко­неч­но­стей

в  — по­лость тела за­пол­не­на ге­мо­лим­фой

г  — у боль­шин­ства пред­ста­ви­те­лей тело со­сто­ит из трех от­де­лов: го­ло­ва, грудь и брюш­ко

д  — ге­те­ро­троф­ный тип пи­та­ния

1) а, б, г
2) а, в, г
3) б, в, д
4) б, г, д
22.  
i

По­пу­ля­цию со­став­ля­ют:

1) особи са­за­на озера На­рочь
2) все виды мол­люс­ков озера Дри­вя­ты
3) го­ло­ва­сти­ки ост­ро­мор­дой и пру­до­вой ля­гу­шек озера Дол­гое
4) во­до­пла­ва­ю­щие птицы, гнез­дя­щи­е­ся в окрест­но­стях озера На­рочь
23.  
i

В про­цес­се эво­лю­ции у во­до­пла­ва­ю­щих птиц между паль­ца­ми ног по­яви­лись пла­ва­тель­ные пе­ре­пон­ки. Это при­мер адап­та­ции:

1) по­ве­ден­че­ской
2) био­хи­ми­че­ской
3) фи­зио­ло­ги­че­ской
4) мор­фо­ло­ги­че­ской
24.  
i

Нек­такот  — ги­брид нек­та­ри­на, аб­ри­ко­са и сливы. Ука­жи­те метод се­лек­ции, ко­то­рый ис­поль­зо­ва­ли уче­ные для его по­лу­че­ния:

1) ге­те­ро­зис
2) ин­бри­динг
3) ав­то­по­лип­ло­и­дия
4) от­да­лен­ная ги­бри­ди­за­ция
25.  
i

В по­ло­вых клет­ках ди­пло­ид­но­го куль­тур­но­го рас­те­ния 48 хро­мо­со­мы. Ука­жи­те ко­ли­че­ство хро­мо­сом в его со­ма­ти­че­ских клет­ках в норме:

1) 96
2) 48
3) 24
4) 12
26.  
i

Одной из при­чин опу­сты­ни­ва­ния зе­мель яв­ля­ет­ся:

1) раз­ру­ше­ние озо­но­во­го слоя
2) уве­ли­че­ние кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре
3) вы­ра­щи­ва­ние ге­не­ти­че­ски мо­ди­фи­ци­ро­ван­ных рас­те­ний
4) не­ра­ци­о­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние вод­ных ре­сур­сов при оро­ше­нии зе­мель
27.  
i

Спи­ро­грам­ма жен­щи­ны-сприн­те­ра по­ка­за­ла, что ре­зерв­ный объем её вдоха со­ста­вил 1800 см3, ре­зерв­ный объем вы­до­ха  — 1400 см3, а жиз­нен­ная ем­кость лег­ких  — 3900 см3. Опре­де­ли­те ды­ха­тель­ный объем лег­ких жен­щи­ны (см3):

1) 350
2) 700
3) 2500
4) 3500
28.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между ука­зан­ны­ми па­ра­ми су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

диф­фу­зия  — по­ступ­ле­ние мо­ле­ку­ляр­но­го кис­ло­ро­да= эн­до­ци­тоз  — ?

1) ак­тив­ный транс­порт
2) вы­де­ле­ние мо­ле­ку­ляр­но­го кис­ло­ро­да
3) сек­ре­ция слизи клет­ка­ми же­ле­зи­сто­го зпи­те­лия
4) по­ступ­ле­ние оли­го­пеп­ти­дов из пер­вич­ной мочи в клет­ки по­чеч­ных ка­наль­цев
29.  
i

Три­плет РНК ЦАА ко­ди­ру­ет толь­ко ами­но­кис­ло­ту гли­цин, ЦГА  — толь­ко ар­ги­нин. Это свой­ство ге­не­ти­че­ско­го кода на­зы­ва­ет­ся:

1) од­но­знач­ность
2) вы­рож­ден­ность
3) не­пе­ре­кры­ва­е­мость
4) ком­пле­мен­тар­ность
30.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, от­ли­ча­ю­щие ви­ру­сы от бак­те­рий:

 

а  — на­ли­чие сли­зи­стой кап­су­лы

б  — на­ли­чие кап­си­да

в  — раз­мно­жа­ют­ся де­ле­ни­ем клет­ки на­двое

г  — яв­ля­ют­ся воз­бу­ди­те­ля­ми хо­ле­ры

1) а, в
2) б, в
3) б, г
4) толь­ко б
31.  
i

Эко­ло­ги­че­ская пи­ра­ми­да охот­ни­чье­го уго­дья имеет сле­ду­ю­щий вид:

 

Кон­су­мен­ты вто­ро­го по­ряд­ка
1,2 · 102 кДж

Кон­су­мен­ты пер­во­го

по­ряд­ка

Про­ду­цен­ты
4,6 · 104 кДж

 

Ис­поль­зуя дан­ные пи­ра­ми­ды, опре­де­ли­те, раз­ре­ше­ние на от­стрел сколь­ких ко­суль (кон­су­мен­тов пер­во­го по­ряд­ка) можно вы­дать для вос­ста­нов­ле­ния эко­ло­ги­че­ско­го рав­но­ве­сия, если из­вест­но, что в теле од­но­го кон­су­мен­та пер­во­го по­ряд­ка со­хра­ня­ет­ся 200 кДж по­лу­чен­ной энер­гии. Про­цесс транс­фор­ма­ции энер­гии с од­но­го тро­фи­че­ско­го уров­ня на дру­гой про­те­ка­ет в со­от­вет­ствии с пра­ви­лом Р. Лин­де­ма­на.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

32.  
i

Из че­ты­рех пред­ло­жен­ных хи­ми­че­ских эле­мен­тов три можно объ­еди­нить в одну груп­пу (по их про­цент­но­му со­дер­жа­нию в живых ор­га­низ­мах). Ука­жи­те эле­мент, ко­то­рый не вхо­дит в эту груп­пу:

1) медь
2) маг­ний
3) уг­ле­род
4) во­до­род
33.  
i

Ука­жи­те мак­ро­эле­мент, на­ли­чие ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным усло­ви­ем для син­те­за ами­но­кис­ло­ты ци­сте­ин:

1) cepa
2) селен
3) на­трий
4) каль­ций
34.  
i

Опре­де­ли­те хи­ми­че­ский эле­мент живых ор­га­низ­мов по опи­са­нию:

 

— мак­ро­эле­мент;

— вхо­дит в со­став нук­ле­и­но­вых кис­лот, кост­ной ткани, зуб­ной эмали;

— не­об­хо­дим для син­те­за АТФ.

1) фтор
2) калий
3) же­ле­зо
4) фос­фор
35.  
i

Ука­жи­те мак­ро­эле­мент, на­ли­чие ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным усло­ви­ем для об­ра­зо­ва­ния ра­ко­вин мол­люс­ков:

1) калий
2) каль­ций
3) крем­ний
4) строн­ций
36.  
i

Опре­де­ли­те хи­ми­че­ский эле­мент живых ор­га­низ­мов по опи­са­нию:

 

— мак­ро­эле­мент, вхо­дит в со­став не­ко­то­рых ами­но­кис­лот;

— участ­ву­ет в ста­би­ли­за­ции струк­ту­ры бел­ко­вых мо­ле­кул.

1) йод
2) сера
3) фос­фор
4) каль­ций
37.  
i

Вы­бе­ри­те три при­зна­ка, ха­рак­тер­ные для ткани ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка, обо­зна­чен­ной на ри­сун­ке бук­вой Ж:

 

1)  со­дер­жит остео­ци­ты

2)  об­ра­зу­ет связ­ки и су­хо­жи­лия;

3)  бы­ва­ет одно- и мно­го­слой­ной;

4)  об­ла­да­ет спо­соб­но­стью к ре­ге­не­ра­ции;

5)  пи­та­ние обес­пе­чи­ва­ет­ся клет­ка­ми глии;

6)  лежит на ос­нов­ной мем­бра­не из со­еди­ни­тель­ной ткани;

7)  вза­и­мо­дей­ствие между клет­ка­ми осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью ме­ди­а­то­ров

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

38.  
i

Опре­де­ли­те гриб по опи­са­нию:

 

— вы­зы­ва­ет микоз рас­те­ний;

— ми­це­лий об­ра­зу­ет­ся из спор, ко­то­рые по­па­да­ют на по­вре­жден­ные части живых де­ре­вьев;

— пло­до­вые тела обыч­но твер­дые, де­ре­вя­ни­стые.

1) мукор
2) тру­то­вик
3) пе­ни­цилл
4) го­лов­не­вый гриб
39.  
i

Из сколь­ких от­де­лов со­сто­ит по­зво­ноч­ник зем­но­вод­ных?

1) 5
2) 2
3) 3
4) 4
40.  
i

Опре­де­ли­те груп­пу крови че­ло­ве­ка, в ко­то­рой на мем­бра­нах эрит­ро­ци­тов от­сут­ству­ют оба типа ан­ти­ге­нов (аг­глю­ти­но­ге­нов) - А и В:

1) I
2) II
3) III
4) IV
41.  
i

В ка­ри­о­ти­пе ор­га­низ­ма 14 хро­мо­сом. Сколь­ко хро­мо­сом и хро­ма­тид будет со­ма­ти­че­ской клет­ке в пре­син­те­ти­че­ский (G1) пе­ри­од ин­тер­фа­зы?

1) 7 хро­мо­сом и 7 хро­ма­тид
2) 7 хро­мо­сом и 14 хро­ма­тид
3) 14 хро­мо­сом и 14 хро­ма­тид
4) 14 хро­мо­сом и 28 хро­ма­тид
42.  
i

До­чер­ние хро­ма­ти­ды рас­хо­дят­ся к про­ти­во­по­лож­ным по­лю­сам клет­ки в ... ми­то­за.

1) ана­фа­за;
2) про­фа­за;
3) те­ло­фа­за;
4) ме­та­фа­за.
43.  
i

Фор­му­лой 1n2c (n  — набор хро­мо­сом, c  — ко­ли­че­ство хро­ма­тид) опи­сы­ва­ет­ся со­дер­жа­ние ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции в клет­ке че­ло­ве­ка во время:

 

а  — позд­ней те­ло­фа­зы ми­то­за

б  — ме­та­фа­зы мей­о­за II

в  — позд­ней те­ло­фа­зы мей­о­за І

г  — пре­син­те­ти­че­ско­го (G1) пе­ри­о­да ин­тер­фа­зы

д  — ана­фа­зы мей­о­за II у каж­до­го по­лю­са клет­ки

1) а, г
2) б, в
3) б, д
4) в, г
44.  
i

В ка­ри­о­ти­пе ор­га­низ­ма 28 хро­мо­сом. Сколь­ко хро­мо­сом и хро­ма­тид будет со­ма­ти­че­ской клет­ке в пре­син­те­ти­че­ский (G1) пе­ри­од ин­тер­фа­зы?

1) 28 хро­мо­сом и 28 хро­ма­тид
2) 28 хро­мо­сом и 56 хро­ма­тид
3) 14 хро­мо­сом и 14 хро­ма­тид
4) 14 хро­мо­сом и 28 хро­ма­тид
45.  
i

Хро­мо­со­мы до­сти­га­ют мак­си­маль­ной спи­ра­ли­за­ции и рас­по­ла­га­ют­ся упо­ря­до­чен­но на эк­ва­то­ре клет­ки в ... ми­то­за.

1) ана­фа­зе
2) про­фа­зе
3) те­ло­фа­зе
4) ме­та­фа­зе
46.  
i

Ука­жи­те, из каких эле­мен­тов ней­ру­лы, обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке циф­ра­ми 1—5, раз­ви­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие струк­ту­ры хор­до­вых жи­вот­ных:

 

A)  во­ло­сы

Б)  нерв­ная труб­ка

В)  глад­кая му­ску­ла­ту­ра

Г)  эпи­те­лий тон­ко­го ки­шеч­ни­ка

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .

47.  
i

Для каж­дой доли коры боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го мозга че­ло­ве­ка, ко­то­рые обо­зна­че­ны на ри­сун­ке циф­ра­ми, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую функ­цию:

 

a  — кож­ное и мы­шеч­ное чув­ство

б  — управ­ле­ние про­из­воль­ны­ми дви­же­ни­я­ми

в  — ре­гу­ля­ция ча­сто­ты сер­деч­ных со­кра­ще­ний

г  — ощу­ще­ние по­ло­же­ния тела в про­стран­стве и уско­ре­ний

д  — зри­тель­ное ощу­ще­ние формы, окрас­ки, ве­ли­чи­ны, рас­по­ло­же­ния и на­прав­ле­ния дви­же­ния пред­ме­тов

1) 1а; 2д; 3г; 4б
2) 1д; 2б; 3г; 4а
3) 1г; 2д; 3в; 4б
4) 1д; 2в; 3б; 4а
48.  
i

Зубр ев­ро­пей­ский в Бе­ла­ру­си яв­ля­ет­ся:

1) видом-си­нан­тро­пом
2) объ­ек­том жи­вот­но­вод­ства
3) объ­ек­том про­мыс­ло­вой охоты
4) видом, за­не­сен­ным в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь
49.  
i

Ске­лет сво­бод­ной верх­ней ко­неч­но­сти че­ло­ве­ка вклю­ча­ет:

1) ло­пат­ку
2) фа­лан­ги паль­цев
3) за­ты­лоч­ную кость
4) ма­ло­бер­цо­вую кость
50.  
i

За­ви­си­мость жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма отсолёности воды вы­ра­жа­ет­ся сим­мет­рич­ной ку­по­ло­об­раз­ной кри­вой; эко­ло­ги­че­ский оп­ти­мум по дан­но­му фак­то­ру со­став­ля­ет 5‰. Какие пре­де­лы вы­нос­ли­во­сти по от­но­ше­нию к со­ле­но­сти воды будет иметь ор­га­низм?

1) 1-5‰
2) 2-8‰
3) 4-9‰
4) 5-15‰
51.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ста­ви­те­ля­ми ор­га­ни­че­ско­го мира, изоб­ра­жен­ны­ми на ри­сун­ках I—III, и их ха­рак­тер­ны­ми при­зна­ка­ми:

а — нерв­ная си­сте­ма раз­бро­сан­но-уз­ло­во­го типа

б — раз­ви­тие из двух за­ро­ды­ше­вых лист­ков

в — не­за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

г — дву­сто­рон­няя сим­мет­рия тела

д — раз­ви­тие со сме­ной хо­зя­ев

е — на­ли­чие стре­ка­тель­ных кле­ток

1) I — а, в; II — б, e; III — г, д
2) I — б, д; II — в, г; III — a, e
3) I — а, в; II — г, д; III — б, е
4) I — а, д; II — в, г; III — б, e
52.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между ука­зан­ны­ми па­ра­ми су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

же­ле­зы же­луд­ка  — со­ля­ная кис­ло­та = пе­чень  — ?

1) желчь
2) ки­шеч­ный сок
3) мо­то­ри­ка ки­шеч­ни­ка
4) же­ле­за внут­рен­ней сек­ре­ции
53.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для эле­мен­та пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка, обо­зна­чен­но­го на ри­сун­ке циф­рой 4:

 

а  — боль­шой по диа­мет­ру (около 6 см), имеет ти­пич­ные взду­тия

б  — сли­зи­стая обо­лоч­ка со­дер­жит же­ле­зы, ко­то­рые вы­ра­ба­ты­ва­ют пеп­син

в  — со­дер­жит бак­те­ри­аль­ную мик­ро­фло­ру, участ­ву­ю­щую в ча­стич­ном рас­щеп­ле­нии цел­лю­ло­зы

г  — под дей­стви­ем ли­па­зы в нем про­ис­хо­дит рас­щеп­ле­ние эмуль­ги­ро­ван­ных жиров мо­ло­ка

д  — в нем про­ис­хо­дит вса­сы­ва­ние ос­нов­ной массы воды, ми­не­раль­ных солей и не­ко­то­рых син­те­зи­ро­ван­ных ви­та­ми­нов

1) а, б, в
2) а, в, д
3) а, г, д
4) б, в, д
54.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для щи­тов­ни­ка муж­ско­го:

 

а)  кор­не­вая си­сте­ма стерж­не­вая;

б)  ли­стья дли­тель­ное время рас­тут вер­хуш­кой;

в)  в жиз­нен­ном цикле пре­об­ла­да­ет спо­ро­фит;

г)  спер­ма­то­зо­и­ды об­ра­зу­ют­ся в ан­те­не­ри­ди­ях;

д)  бес­цвет­ный, ли­шен­ный хло­ро­фил­ла га­ме­то­фит раз­ви­ва­ет­ся в сим­би­о­зе с гри­ба­ми.

1) а, б, д
2) а, б, д
3) б, в, г
4) в, г, д
55.  
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния:

 

1)  в стро­ме хло­ро­пла­ста со­дер­жат­ся ДНК и ри­бо­со­мы

2)  вто­рич­ная пе­ре­тяж­ка хро­мо­со­мы делит ее на два плеча

3)  цен­три­оль яв­ля­ет­ся но­си­те­лем на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции

4)  в со­став глад­кой эн­до­плаз­ма­ти­че­ской сети вхо­дит не­сколь­ко дик­тио­сом

5)  мо­ле­ку­лы фос­фо­ли­пи­дов в плаз­ма­лем­ме ори­ен­ти­ро­ва­ны гид­ро­фоб­ны­ми хво­ста­ми внутрь мем­бра­ны

6)  метод рент­ге­но­струк­тур­но­го ана­ли­за поз­во­ля­ет опре­де­лить про­стран­ствен­ное рас­по­ло­же­ние ато­мов в мо­ле­ку­ле ДНК

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

56.  
i

Уда­ле­ние из ор­га­низ­ма жи­вот­ных про­дук­тов об­ме­на ве­ществ обес­пе­чи­ва­ет си­сте­ма ор­га­нов:

1) по­ло­вая
2) нерв­ная
3) вы­де­ли­тель­ная
4) опор­но-дви­га­тель­ная
57.  
i

Вы­бе­ри­те от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки про­цес­сов опы­ле­ния и опло­до­тво­ре­ния таких цвет­ко­вых рас­те­ний, как вал­лис­не­рия (I) и ду­ши­стый табак (II), а также при­зна­ки, общие для обоих рас­те­ний (III):

а)  опы­ля­ет­ся на­се­ко­мы­ми; б) ха­рак­тер­но са­мо­опы­ле­ние; в) пыль­ца пе­ре­но­сит­ся водой; г) цвет­ки рас­кры­ва­ют­ся в тем­ное время суток; д) за­ро­дыш в се­ме­ни ди­пло­ид­ный; е) плод раз­ви­ва­ет­ся из око­ло­плод­ни­ка.

1) I — б; II — а; III — д, e
2) I — в, е; II — а; III — г
3) I — в; II — a, г; III — д
4) I - в; II - б; III - г, д, e
58.  
i

Вспом­ни­те, к ка­ко­му клас­су от­но­сит­ся кай­ман, и вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для пред­ста­ви­те­лей этого клас­са:

 

а  — два круга кро­во­об­ра­ще­ния;

б  — ор­га­ны га­зо­об­ме­на – лег­кие;

в  — пя­ти­па­лые ко­неч­но­сти;

г  — раз­ви­тие с ме­та­мор­фо­зом;

д  — на­руж­ное опло­до­тво­ре­ние.

1) а, б, в
2) а, в, д
3) б, г, д
4) толь­ко а
59.  
i

Най­ди­те два по­ня­тия, ко­то­рые яв­ля­ют­ся об­щи­ми для про­цес­сов фо­то­син­те­за и кле­точ­но­го ды­ха­ния:

 

а  — НАДФ-Н+Н+

б  — глю­ко­за

в  — све­то­вая фаза

г  — АТФ-син­те­та­за

д  — тран­скрип­ция

1) а, б
2) б, г;
3) в, г
4) г, д
60.  
i

После вве­де­ния в ор­га­низм че­ло­ве­ка вак­ци­ны про­тив по­лио­ми­е­ли­та фор­ми­ру­ет­ся им­му­ни­тет:

1) врож­ден­ный
2) есте­ствен­ный
3) ис­кус­ствен­ный ак­тив­ный
4) ис­кус­ствен­ный пас­сив­ный
61.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для птиц:

а)  га­зо­об­мен про­ис­хо­дит в лег­ких и воз­душ­ных меш­ках; б) пу­хо­вые перья участ­ву­ют в тер­мо­ре­гу­ля­ции; в) у самок раз­вит один яич­ник; г) име­ет­ся на­руж­ный слу­хо­вой про­ход; д) за­ро­дыш раз­ви­ва­ет­ся внут­ри­утроб­но.

1) а, б, в
2) а, б, г
3) б, в, г
4) а, в, г, д
62.  
i

Зубы на че­лю­стях от­сут­ству­ют, но име­ют­ся гло­точ­ные зубы, ко­то­рые у ряда видов участ­ву­ют в пе­ре­ти­ра­нии пищи, у:

1) сель­де­об­раз­ных рыб
2) ло­со­се­об­раз­ных рыб
3) акул
4) кар­по­об­раз­ных рыб
63.  
i

Ор­га­низм, у ко­то­ро­го за­хват пищи и пе­ре­дви­же­ние осу­ществ­ля­ют­ся при по­мо­щи лож­но­но­жек, изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

 

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4